Меню
Бесплатно
Главная  /  Интернет  /  Монитор ударный. Ударный (1932). Мониторы ВМФ США

Монитор ударный. Ударный (1932). Мониторы ВМФ США

В конце 1920-х годов советское военно-политическое руководство начало программу укрепления Днепровской военной флотилии. Для нее в конце 1930 года в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею» по проекту СБ-12.

Корабль, переклассифицированный еще в ходе постройки в монитор, получил название «Ударный». При полном водоизмещении в 387 т он нес мощное вооружение: два 130-мм орудия в бронированных башнях, четыре 45-мм зенитки в двух спаренных установках (также в бронированных башнях) и четыре счетверенные установки 7,62-мм пулеметов. Силовая установка корабля состояла из четырех дизелей производства германской фирмы MAN, в 1938 году замененных на два 800-сильных дизеля производства Коломенского завода. Казалось бы, монитор получился достаточно мощным и удачным.

Однако после вступления корабля в строй в 1934 году вскрылись и недостатки. Прежде всего — слишком большие размеры корабля (длина 54 м), затруднявшие применение «Ударного» на притоках Днепра.

Орудия главного калибра не могли вести огонь на кормовых курсовых углах — а это было серьезным недостатком для речного корабля, который часто действовал в условиях, затруднявших маневрирование. К тому же броней были защищены лишь орудийные башни и боевая рубка. Имелся также тонкий (7 мм) бронированный пояс и палуба над снарядным погребом. В итоге «Ударный» оказался единственным кораблем проекта СБ-12, а уже в 1932 году началась разработка нового речного монитора, первоначально классифицируемого как канонерская лодка.

«АКТИВНЫЙ»

Проект, получивший обозначение СБ-30, весьма напоминал самые первые мониторы эпохи Гражданской войны в США: низкобортный корпус с единственной надстройкой — орудийной башней. Боевая рубка была установлена на крыше башни и вращалась вместе с ней. Такая компоновка обеспечивала орудиям главного калибра — двум 102-мм пушкам — круговой обстрел, но, с другой стороны, затрудняла командиру управление кораблем. Зенитное вооружение — четыре «сорокапятки» в двух башнях. В отличие от «Ударного», на новом мониторе, получившем название «Активный», отказались от установки системы управления огнем главного калибра.

Габариты «Активного» были меньше, чем у «Ударного»: длина 50,7 м, водоизмещение 314 тонн. Однако бронирование было усилено — толщина броневого пояса составляла 16 мм, а в районе снарядного погреба — 30 мм. На мониторе установили два 480-сильных дизеля. Корабль был заложен в Киеве в 1934 году, затем по секциям перевезли на Амур, где собрали и в 1935 году включили в состав Амурской флотилии.

ПРОЕКТ СБ-37

Дальнейшим развитием проекта СБ-30 был проект СБ-37. Главным отличием стало применение невращающейся боевой рубки; она была установлена на цилиндре диаметром 75 см, вокруг которого вращалась девятигранная артиллерийская башня. Таким образом при повороте башни рубка оставалась неподвижной, что облегчало командиру управление кораблем. Состав и размещение вооружения повторял принятое на мониторе «Активный»: две 102-мм пушки в главной башне и четыре 45-мм зенитки в носовой и кормовой башнях. Боекомплект составлял 500 снарядов главного калибра и 2000 — 45-мм. Система управления огнем, так же как и на «Активном», отсутствовала.

Плоскодонный корпус на всем протяжении имел прямые вертикальные борта и туннельную корму, заканчивающуюся транцем. Корпус поперечными переборками делился на 13 главных отсеков, из которых девятый — отделение главных и вспомогательных механизмов — имел две продольные переборки. В его бортовых помещениях размещались главные дизеля 4-СД-19/32, а в среднем — два дизель-генератора и другие вспомогательные механизмы. Суммарная мощность главных дизелей составляла 560 л. с, что обеспечивало кораблю максимальную скорость хода всего 8,3 уз (15,3 км/ч), что, впрочем, считалось вполне достаточным для речного монитора. Нормальный запас топлива (соляра) составлял 6,6 т, но максимально монитор мог принят значительно больше — 22 т, что обеспечивало солидную дальность плавания — 3700 миль (6850 км).

Навигационное оборудование мониторов проекта СБ-37 было крайне примитивным и включало два магнитных компаса и ручной лот (устройство для измерения глубины). Отсутствовал даже лаг (корабельный «спидометр»), но для тихоходного речного корабля он, по сути, и не был нужен. На корабле имелась стационарная радиостанция, а также переносная, предназначенная для корректировочного поста, при необходимости разворачиваемого на берегу.

МОНИТОРЫ В БОЮ

В 1936-1937 годах на заводе «Ленинская кузница» в Киеве построили шесть мониторов проекта СБ-37. Всем им присвоили имена героев Гражданской войны.

Все корабли первоначально вошли в состав Днепровской военной флотилии. В сентябре 1939 года они участвовали в походе Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию, действуя на реках Припять и Пина. Когда в июне 1940 года Румыния в ответ на советский ультиматум согласилась передать Бессарабию и Северную Буковину, часть границы СССР и Румынии стала проходить по реке Дунай. В Измаиле началось формирование Дунайской военной флотилии. В ее задачи входили поддержка приречных флангов сухопутных войск и десантов, высадка тактических десантов, обеспечение противоминной обороны Дуная, переправа и перевозка войск, а также ведение борьбы с речными силами противника. С Днепра на Дунай было решено перевести пять мониторов — «Ударный», а также четыре типа «Железняков» («Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев»). Два других монитора — «Левачев» и «Флягин» — вошли в состав сформированной в июне 1940 года Пинской военной флотилии. Днепровская же флотилия была расформирована.

ВОЙНА

Мониторы Дунайской флотилии в июне 1941 года в числе первых вступили в бой с противником и почти месяц действовали совместно с сухопутными частями, не допуская форсирования реки. Но к середине июля 1941 года стало ясно: надо уходить… 19 июля Дунайская флотилия сквозь огонь румынских береговых батарей прорвалась в Черное море и под прикрытием кораблей флота в полном составе прибыла в Одессу. После этого речные корабли, совершившие необычный для них переход морем, сосредоточились в Николаеве и Херсоне. Их быстро отремонтировали и перебросили на Южный Буг и Днепр. Именно здесь, на Нижнем Днепре, дунайские мониторы «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» в составе Днепровского отряда Пинской флотилии действовали совместно с однотипными «Флягиным» и «Левачевым» на прикрытии переправ советских войск южнее Киева. Сражались до последнего снаряда.

Попав в окружение, были взорваны своими экипажами. Лишь «Ростовцев» после войны был поднят, восстановлен и использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Монитор «Ударный» 19 сентября 1941 года у Тендры под Одессой погиб от налета вражеских бомбардировщиков. Этот и другие бои показали один из главных недостатков советских речных мониторов: слабость зенитного вооружения. 45-мм полуавтоматические пушки и 7,62-мм пулеметы уже не могли эффективно бороться с современными бомбардировщиками противника. Единственный уцелевший монитор — «Железняков» — получил усиленное зенитное вооружение (на нем дополнительно установили две 37-мм автоматические пушки и три 12,7-мм пулемета).

СУДЬБА «ЖЕЛЕЗНЯКОВА»

В первый же день вражеского вторжения монитор, патрулировавший воды Дуная, попал под артобстрел. В 04:15 22 июня корабль открыл огонь по вражескому берегу. В том бою, продолжавшемся почти весь день, монитором была подавлена артиллерийская батарея противника и сбит вражеский самолет. 9 июля «Железняков» прорвался в Измаил, 19-го — в устье Дуная, прибыв 20 июля в Одессу. В августе он принимал участие в обороне Николаева, Херсона, Очакова, а 25 августа прибыл в Крым.

25 октября 1941 года «Железняков» совершил переход в Камыш-Бурунскую бухту (под Керчью), а 21 ноября был включен в состав Азовской военной флотилии.

В октябре-ноябре 1941 года монитор принимал участие в обороне Керчи, в июле 1942 года оборонял Ростов-на-Дону и Азов, а в августе — устья Кубани и Темрюка.

В том же месяце «Железняков» совершил прорыв из Азовского моря в Черное через Керченский пролив, контролировавшийся немцами. Монитор свернул с фарватера, скрытно подошел к вражескому берегу и под огнем артиллерии противника прошел по минным полям. Несмотря на полученные повреждения, «Железняков» 3 сентября 1942 года прибыл в Поти. 14 октября его включили в состав Черноморского флота. 26 февраля 1943-го монитор формально вернули в состав воссозданной Азовской флотилии — в то время «Железняков» находился на ремонте, завершенном лишь в августе 1943 года. 13 апреля следующего года его передали в состав Дунайской флотилии. 30 августа того же года монитор прибыл в Измаил. Впоследствии он воевал в Румынии, Болгарии, Югославии.

За годы войны «Железняков» прошел 40 тыс. км. В марте 1958 года его вывели из боевого состава для использования в качестве плавучего склада, а два года спустя передали Дунайскому пароходству как плавучий причал. Вооружение монитора было передано в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, зенитная броневая башня с пушкой была установлена возле музея Суворова в Измаиле. В 1965 году по просьбам общественных организаций корпус и вооружение «Железнякова» были переданы на верфь «Ленинская кузница», корабль был восстановлен и в 1967 году установлен на бетонном постаменте возле судоверфи.

Преимущественно прибрежного или речного действия, для подавления береговых батарей и разрушения береговых объектов противника.

Описание проекта

Характерными особенностями американских башенных мониторов являлись: малая осадка , очень низкий надводный борт (всего 60 - 90 сантиметров), размещение немногочисленных тяжёлых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, мощное бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен). По мнению официального историографа американского флота Ч. Бойнтона новый проект являл собой полную противоположность всем прежним типам военных кораблей (прежде всего из-за особенностей движения «прорезающий или ныряющий в волнах»), нивелировал разницу между 100-пушечным кораблем и двух-пушечной вращающейся батареей и обозначал новую эру в истории государств. В мониторах толстая броня и крупнокалиберная артиллерия сочеталась с плохой мореходностью , малой плавучестью и низкой дальностью действия, поэтому мониторы были очень хороши в бою и очень плохи в самом плавании. Большая часть мониторов находилась ниже уровня воды и вентилировалась через башню, поэтому газеты тех лет сравнивали мониторы со слонами, переходящими вброд реку под водой и получающими воздух из атмосферы через хобот. Причина популярности мониторов в США заключалась в отсутствии необходимости для американцев того времени в дальних морских походах и использовании мониторов для гражданской войны в мелководных прибрежных районах. Однако европейские инженеры подвергли резкой критике проекты американских мониторов из-за плохой мореходности и указали на необходимость возвышения над поверхностью воды для плавания в открытом море, а также хорошего освещения и вентиляции, поэтому в Европе стали строить высокобортные броненосцы. От идеи мониторов более поздние проекты броненосцев унаследовали стягивание всей артиллерии в несколько мощных огневых точек с прикрытием броней повышенной толщины вместо расположения пушек вдоль всего борта, а также идею сплошного бронирования корпуса выше ватерлинии .

Появление мониторов

Мониторы ВМФ США

Американский флот, впервые воплотивший идею монитора, построил значительное количество кораблей этого класса. На основании опыта действий во время Гражданской Войны 1861-1865 годов американские адмиралы длительное время считали мониторы лучшими военными кораблями; дополнительным фактором было то, что преобладавшие в то время изоляционистские воззрения предполагали основной задачей броненосных кораблей береговую оборону.

  • USS Monitor - единичный корабль, родоначальник класса.
  • Тип «Пассаик » - первые серийные мониторы, 10 единиц
  • Тип «Каноникус » - улучшенная версия типа «Пассаик», 9 единиц
  • USS Onondaga - единичный корабль, первый двухбашенный монитор
  • USS Roanoke - единичный корабль, трёхбашенный монитор, перестроенный из деревянного винтового фрегата
  • Тип «Миантономо » - серийные двухбашенные мониторы
  • Тип «Амфитрит » - «капитально модернизированные» (де-факто построенные заново) в 1877-1896 мониторы типа «Миантономо».

Мониторы в бою

Первый бой броненосцев, а именно «Монитора» и казематной «Вирджинии» (в отечественной литературе закрепилось первоначальное название - «Мерримак») произошёл 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде в ходе Гражданской войны в США . Этот бой продолжался более трёх часов и закончился «вничью», ибо разрывные бомбы, которыми стреляли пушки «Вирджинии», представляли значительную опасность лишь для деревянных судов и практически не причиняли вреда бронированным кораблям, а ядра «Монитора» вылетали со сниженной начальной скоростью из-за уменьшенных пороховых зарядов, предусмотренных из опасения разрыва установленных на нём новейших орудий Дальгрена. Если бы корабли были подготовлены к бою друг с другом, вероятно, что результаты поединка были бы иными.

Де факто патовый результат боя не помешал северянам объявить о своей победе, что серьёзно повлияло на оценку данного класса кораблей; вскоре на воду был спущен крупный флот мониторов, бывших в большей или меньшей степени увеличенными копиями своего родоначальника. Среди них были как корабли для рек и прибрежных районов, так и мореходные, и даже океанские, многие эксперты склонялись ко мнению, что мониторы в ближайшем будущем вытеснят все остальные типы боевых кораблей.

Между тем, в открытом море мониторы оказались очень уязвимы: сам первый «Монитор» утонул во время шторма у мыса Гаттерас , другой - на стоянке в порту от захлестнувшей его палубу с открытыми люками волны. Естественно, уже при незначительном волнении ни о каком ведении монитором боя речи тем более не шло. Кроме того, мониторы почти не имели запаса плавучести и шли на дно от малейшей пробоины в подводной части, то есть, не обладали живучестью - способностью оставаться на поверхности воды и продолжать бой при получении повреждений. Разработка же тяжёлых орудий, способных эти повреждения им нанести несмотря на броню, была лишь делом времени, не говоря уже о минах и вскоре появившихся торпедах.

Будучи, благодаря сочетанию мощной брони и практически кругового обстрела из орудий главного калибра, превосходными кораблями для боя, мониторы оказались ужасны с точки зрения службы мирного времени: условия нахождения экипажа на их борту были близки к нестерпимым. Так, температура в машинном отделении, заключённом внутри почти полностью находящегося под водой железного корпуса, достигала 62°С, при этом вентиляционные люки на палубе приходилось держать закрытыми уже при небольшом волнении, так как волны перехлёстывали через низкий борт. Остальной экипаж также размещался ниже ватерлинии, в условиях недостаточной вентиляции, тесноты и темноты.

Для мореходного броненосца оказалось необходимо иметь высокий борт, пусть даже и не полностью защищённый бронёй, а также обширные небронированные корпусные и палубные надстройки для размещения экипажа и других целей. В результате эволюция броненосных кораблей пошла по другому пути - вместо целиком закованных в броню «неуязвимых» мониторов стали строить корабли, имеющие сравнительно узкий пояс по ватерлинии и большой запас плавучести, за счёт чего они не тонули даже при принятии на борт большого количества воды через пробоины от снарядов или торпед.

В то же время, мониторы оказались удачным типом корабля для действий на реках и в прибрежных водах. Их строительство продолжалось до Второй мировой войны. Из крупных морских мониторов можно отметить английские «Эребус » (1916, 8000 т, 2×381 мм) и «Робертс» (1941, 9100 т, 2×381 мм), а также советский «Хасан » (1942, 1900 т, 6×130 мм). Также в какой-то мере их развитием стал самостоятельный тип корабля -

Многие считают, что корабли-мониторы давно уже в прошлом и сейчас остались только на исторических фотографиях. Однако это не так.

На вооружении Военно-морских сил Румынии, выполняющие задачи по защите своих территориальных вод, в том числе и на реке Дунай, состоят речные мониторы разных типов. Все катера входят в состав дивизиона речных мониторов речной флотилии с базированием в Брэила.

Немного истории. Название «монитор» обязано первому броненосцу с одноименным названием «USS Monitor», построенный в далеком 1862 году в Соединенных Штатах в период гражданской войны, и предназначался для защиты своих берегов. На техническом языке этот тип кораблей звучит как «носитель артиллерии».

В период Первой и Второй мировых войн мониторы использовались главным образом на реках. В Европе данные корабли входили в состав речных флотилий Австрии, Венгрии, Румынии, Польши и Румынии. В СССР мониторы патрулировали границы с Румынией вдоль реки Дунай и с Китаем вдоль Амура. В настоящее время речные мониторы можно встретить на реке Амазонке, где бразильские ВМС патрулируют на «Parnaíba» (U17) и на Дунае - румынские ВМС располагают 8 речными кораблями. Их отличительные особенности - малая тоннажность, низкий борт, легкая броня и мощная артиллерия.

Для действий на внутренних водных путях, в частности на реке Дунай, для нанесения ударов по наземным целям (береговой артиллерии и укреплениям), выполнения огневой поддержки сухопутным войскам во время высадки, в период с 1986 по 1993 год на верфи Santierul-2 Mai в Мангалии было построено три речных сторожевых монитора типа Grivita (б/н 94) («Гривица»), Rahova (б/н 95) и Opanez (б/н 96)) водоизмещением 320 тонн проекта Brutar-I (по классификации НАТО). Характерной особенностью этих катеров стало полное отсутствие надстройки. Длина монитора составляла 45,7 м, ширина 8 м, осадка 1,5 м. Вооружение включало одну танковую пушку калибром 100 мм, два пулемета 14,5 мм и две установки реактивные системы залпового огня (аналог БМ-21 «Град») с ракетами калибра 122 мм (боекомплект 40 ракет).

С течением времени появилась модернизированная версия речных кораблей Brutar-II (по классификации НАТО), получившие название проекта по головному кораблю Smardan. Они отличаются от предшественников увеличенной длиной корпуса и усиленным вооружением. Добавлены - сдвоенная артустановка калибром 30 мм и два четырехствольных пулемета. Речные сторожевые корабли строились на предприятии в Мангалии. Монитор Smardan (F-178) построен 24 июля 1990 года, Posada (F-179) - 14 мая 1992 года, Rovine (F-180) - 30 июля 1993 года. Помимо этого речные корабли Rahova (F-176) и Opanez (F-177), построенные в 1988 и 1990 году также были подвержены модернизации до версии Brutar-II.

Технические характеристики речных патрульных мониторов типа Smardan:

  • Водоизмещение - 370 тонн;
  • Длина - 50,7 м;
  • Ширина - 8,0 м;
  • Осадка - 1,5 м;
  • Силовая установка - двухвальная, два дизеля вала мощностью 2700 л.с.;
  • Вооружение:
  • Орудие 100 мм - 1;
  • АУ 30 мм (румынского производства) - 2 (сдвоенная);
  • Пулеметы 14,5 мм - 2Х4;
  • ПЗРК 2М «Стрела» - 2Х4;

Позже, оценив эффективность речных мониторов, ВМС Румынии разработали программу по строительству мониторов водоизмещением 522 тонны, которые были созданы в период с 1994 по 1996 год на предприятии Santierul Naval в Турну-Северин. Головным кораблём проекта стал «Mihail Kogalniceanu» (Михаил Когэлничану). По экономическим соображениям специальную артиллерийскую систему для кораблей разрабатывать не стали, а использовали танковое орудие TR-77-580 калибром 100 мм. Но, несмотря на успех проекта, программа была закрыта, а всего было построено три корабля. Они стали самыми крупными речными кораблями ВМС Румынии, получив классификацию - большие речные патрульные мониторы.

В настоящее время в румынском флоте состоят три таких корабля: Mihail Kogalniceanu (F-45) построенный в декабре 1993 года, Ion C. Bratianu (F-46) построенный в декабре 1994 года и Lascar Catargiu (F-47) построенный в ноябре 1996 году.

Технические характеристики больших речных патрульных мониторов типа Mihail Kogalniceanu:

  • Водоизмещение - 522 тонн;
  • Длина - 62,1 м;
  • Ширина - 7,6 м;
  • Осадка - 1,6 м;
  • Силовая установка - двухвальная, два дизеля мощностью 3800 л.с.;
  • Скорость хода - 18 узлов;
  • Автономность - 7 суток;
  • Дальность плавания - 1000 км;
  • Экипаж - 52 человека;
  • Вооружение:
  • Артиллерийская установка 100 мм - 2;
  • Артиллерийский комплекс 30 мм (румынского производства) - 2;
  • РСЗО 122 мм - 2 (боекомплект 40 снарядов);
  • Крупнокалиберные пулеметы 14,5 мм - 2Х4;
  • ПЗРК 2М «Стрела» - 2Х4;

Если с речными канонерскими лодками в советском флоте времен войны особых проблем не возникало, то с мореходными кораблями этого класса в РККФ дело обстояло совсем плохо. От огромного прибрежного флота, созданного в России на рубеже веков, ни осталось почти ничего -- хотя корабли береговой обороны, которым не требуются мощные силовые установки и высокая скорость, обычно устаревают медленнее.

Наиболее мощными артиллерийскими прибрежными кораблями всю войну оставались на Черном море -- канонерские лодки типа «Эльпидифор», на Балтике -- совсем древняя (хоть и мощная) канонерка «Красное Знамя» (бывший «Храбрый») постройки 1895 года и канонерки, переоборудованные из грунтовозных шаланд Спецгидростроя НКВД. Последние корабли оказались очень удачными и надежными, они даже несли бронирование -- но все равно не являлись кораблями специальной постройки и отличались слабой мореходностью.

Канонерская лодка "Красное знамя", вид на 1943 год

Канонерская лодка "Селемджа"


Единственными современными мореходными артиллерийскими кораблями прибрежного действия стали три монитора типа «Хасан», строившиеся для нижнего течения Амура и Татарского пролива, но они вступили в строй уже к концу войны. В основном же советское «прибрежное» кораблестроение 1930-х годов сосредоточило свое внимание на речных артиллерийских кораблях -- мониторах и бронекатерах.

Бронекатер проекта 1124

Лишь в годы войны начали строиться «шхерные мониторы» проекта 161 -- по сути, мореходный вариант речных бронекатаров проекта 1124, с увеличенным более чем в три раза водоизмещением, усиленной броней и зенитной артиллерией. Но главным их оружием остались все те 76-мм пушки в башнях от танка Т-34, плохо приспособленные для стрельбы по морским целям. Только в 1945 году на смену проекту 161 пришел усовершенствованный проект 186 с таким же водоизмещением, но 85-мм универсальными пушками в специальных морских башнях с центральной наводкой...

Мореходный бронекатер проекта 161

Мореходный бронекатер проекта 186

В результате всю войну и на всех флотах в качестве канонерок для обстрела берега приходилось использовать миноносцы типа «Ураган» и даже быстроходные тральщики, а также старые эсминцы типа «Новик». Между тем основными для надводных кораблей в годы войны оказались именно действия против береговых целей. Не удивительно что к концу войны Наркомат ВМФ поднял вопрос о проектировании новых кораблей этого класса.

Однако мнения комиссии по проработке новых типов кораблей, работавшей в январе-феврале 1945 года, неожиданно разделились, причем весьма кардинально. Дело в том, что выработкой предложений по прибрежным артиллерийским кораблям занялось сразу две подкомиссии. Одну из них возглавлял контр-адмирал П.А. Трайнин -- в то время помощник начальника Главного морского штаба, а до этого начальник штаба Волжской военной флотилии. Второй руководил вице-адмирала П.С. Абанькин, ранее командовавший Амурской военной флотилией.

Собственно, официально подкомиссия Трайнина занималась канонерками, мониторами и бронекатерами -- то есть в первую очередь речными судами. Подкомиссия Абанькина занималась кораблями береговой обороны -- мониторами, канонерскими лодками и плавбатареями. Однако по факту обе подкомиссии в первую очередь сосредоточились на морских судах, которые по умолчанию тоже входили в сферу интересов первой.

Обе подкомиссии сошлись на том, что слабо защищенные канонерские лодки для действий против берега неэффективны, и вместо них надо строить сильно защищенные корабли -- мониторы. Здесь моряки угодили в терминологическую ловушку, ведь монитор означает не просто сильную броню, но и определенную, довольно жесткую схему артиллерийского вооружения: небольшое число очень мощных орудий, расположенных в одной или двух башнях с максимальными углами обстрела. Однако еще со времен Русско-Японской войны морских канонерских лодок мы почти не строили («Эльпидифоры» изначально были десантными судами), а все крупные речные артиллерийские корабли специальной постройки у нас традиционно именовались «мониторами». (И в общем даже справедливо -- те же корабли типа «Железняков» имели классическую схему эриксоновского «Монитора»: два орудия в башне с круговым обстрелом и боевая рубка над этой башней).

Далее мнения кардинально разошлись. Подкомиссия Трайнина сочла, что британские крупнокалиберные мониторы в годы Второй мировой ничем себя не проявили, и поэтому для Балтики и Черного моря нам вполне хватит среднего монитора -- облегченного аналога дальневосточного «Хасана»: водоизмещение в пределах 2500 т, скорость 15 узлов, вооружение -- две спаренных универсальных 130-мм установки, по четыре счетверенных 45-мм и 25-мм зенитных автомата, а также возможность брать на борт мины заграждения. Бронирование: борт 85 мм, палуба 65 мм. Фактически это был аналог разрабатывавшейся еще в конце 30-х мореходной канонерской лодки проекта 61, но с заменой 152-мм орудий на универсальные 130-мм (дававшие тот же вес минутного залпа), усилением МЗА, установкой РЛС и противолодочного вооружения.

Предварительная схема среднего монитора, представленная комиссией Трайнина

Напротив, подкомиссия Абанькина сочла, что 130-мм калибр для корабля береговой обороны -- крайне мало, а британские мониторы прекрасно проявили себя в Первую мировую войну. В первом случае она была абсолютно права: морские орудия обладают над сухопутными преимуществом в дальности стрельбы, но в итоге их снаряд, подвергающийся большим нагрузкам, несет больше метала и меньше взрывчатки. В результате 130-мм морской снаряд оказывается слабее, чем снаряды 122- и 152-мм корпусной артиллерии.

Довоенный проект мореходной канонерской лодки пр. 61

Поэтому подкомиссия Абанькина сочла необходимым вернуться к 152-мм канонерке проекта 61, а также начать разработку проекта большого монитора для Балтики по образцу британских, но с дизельной силовой установкой. Характеристики монитора определялись следующие: водоизмещение 7500 т, главные размерения 116 * 27 * 3,6 м, скорость 16 узлов при дальности плавания 16 000 миль. Артиллерия -- два 305-мм орудия в броневой башне с максимальным углом обстрела, а также по восемь 85-мм и 45-мм зенитных орудий. Бронирование: борт 180 мм по цитадели и 50 мм в оконечностях, палуба 100 мм по цитадели и 50 мм в оконечностях, траверсы 200 мм носовой и 180 мм кормовой. Боевая рубка имела 300-мм стенки, 100-мм крышу и 25-мм пол.

Одна из реконструкций проекта "большого монитора" комиссии Абанькина. Откуда взяты его характеристики -- неизвестно

Однако внезапно Наркомат ВМФ решил, что вариант большого монитора комиссии Абанькина... слишком мал. И даже понятно, почему. Ведь на Балтике имелись корабли этого класса, заметно превосходящие его по вооружению -- шведские и финские броненосцы береговой обороны. Три шведских броненосца типа «Свериге» при стандартном водоизмещении около 7000 тонн и турбинной силовой установке несли по четыре 283-мм орудия, 200-мм пояс и палубу до 45 мм, а вдобавок развивали скорость до 23 узлов. Финские «Ильмаринен» и «Вайнемяйнен» при стандартном водоизмещении 3900 тонн и дизель-электрической силовой установе несли четыре 254-мм орудия, но гораздо меньшую скорость (всего 16 узлов) и куда более слабую броню -- 55 мм борт и лишь 20 мм палубу; фактически это были не броненосцы, а большие канонерские лодки. Правда, первый из них подорвался на мине в октябре 1941 года, однако второй всю войну рассматривался моряками-балтийцами как самый крупный морской противник -- недаром в 1944 году за ним так активно охотилась авиация КБФ.

Шведские броненосцы береговой обороны

Финский броненосец "Вайнемяйнен" (советский "Выборг")

Поэтому 20 апреля Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил собственное оперативно-тактическое задание на проектирование морского монитора со стандартным водоизмещением в 9000–11000 тонн и осадкой до 5,7 м. Главный калибр должен был состоять из двух башен с двумя 220-мм орудиями каждая (170 выстрелов на ствол); предлагалось также просчитать вариант с двумя трехорудийными башнями -- как на крейсере проекта 82. Универсальный калибр состоял из шести спаренных стабилизированных 100-мм установок с нижней подачей боезапаса (по 250 выстрелов на ствол), а также четырех-шести счетверенных 45-мм зенитных автоматов.

Броня цитадели рассчитывалась на защиту от 250-кг фугасных бомб и 152-мм бронебойных снарядов с дистанции до 45 кабельтовых, оконечности -- от 152-мм фугасных снарядов. Силовую установку следовало проработать в двух вариантах -- турбинном и дизельном. Она должна была обеспечить кораблю скорость полного хода 24 узла, хотя предлагалось просчитать варианты со скоростью в 22, 20 и 18 узлов. Характерно, что скорость свыше 24 узлов не предусматривалась -- для этого требовалось значительно увеличить мощность силовой установки, что вело к росту водоизмещения корабля. Крейсерская скорость (длительная) -- 18 узлов, экономическая -- 14 узлов.

По сути это был корабль крейсерского класса, поэтому особо отмечалось, что средства связи и управления огнем он должен нести по схеме легкого крейсера. Посты и системы управления огнем должны были обеспечивать возможность одновременного ведения огня 220-мм калибром по одной видимой либо невидимой морской или береговой цели при возможности управления огнем самостоятельно из каждой башни по видимой цели на ходу и по невидимой -- с якоря. 100-мм универсальный калибр должен был вести огонь сосредоточенно одним бортом по одной цели либо раздельно каждой установкой по своей воздушной или морской цели, 45-мм автоматы -- сосредоточенно всем бортом по одной цели либо каждой установкой отдельно по своей. Также должно было предусматриваться и противолодочное вооружение -- 4 бомбомета и 2 бомбосбрасывателя.

Совершенно очевидно, что этот проект не имел ничего общего с рекомендациями подкомиссии Абанькина и предназначался для противостояния быстроходным шведским броненосцам. Причем противостояния «несимметричного». Очевидно, что защиту против 283-мм снаряда предусмотреть было невозможно, однако и броня шведского корабля никак не защищала от 220-мм снаряда: на тех дистанциях, где он переставал пробивать пояс, он давно уже падал под большим углом и легко пробивал палубу.

Шведское 283-мм орудие обр. 1912 года (реально изготовлялось с 1917-го) имело дальность 105 кабельтовых и скорострельность 3–4 выстрела в минуту, его снаряд весил 305 кг. Расчетная дальность стрельбы 220-мм орудия СМ-40 (находящегося только в стадии проектирования) составляла 265 кабельтовых, скорострельность -- до 6 выстрелов в минуту, а вес снаряда -- 176 кг. То есть шведский броненосец в минуту выпускал 3660–4880 кг металла, а его «конкурент» -- 4220 кг (или 6330 кг в шестиорудийном варианте) при значительно большей дальности и точности.

«Результаты выполненного по Вашему приказанию Управлением Кораблестроения ВМФ подсчета главных элементов монитора (в четырех вариантах):

I -- 220 мм, борт 150, палуба 75 мм
II -- 305 мм, борт 150, палуба 75 мм
III -- 305 мм, борт 250, палуба 125 мм
IV -- 406 мм, борт 250, палуба 125 мм

В связи с отказом Артиллерийского Управления срочно сообщить Управлению Кораблестроения необходимые для выполнения расчетов весовые данные 12’’ и 16’’ артустановок, Управлением Кораблестроения подсчитаны и приняты следующие ориентировочные веса башенных установок этих калибров:

12’’ двухорудийная башня (стенки 150 мим, крыша 75 мм) -- 900–950 тонн
То же с о стенками 250 и крышей 125 мм -- 1100 тонн
16’’ двухорудийная башня (стенки 250 мим, крыша 125 мм) -- 1600 тонн

Расчеты выполнены в первом приближении
АУ ВМФ дано задание Артиллерийскому Научно-исследовательскому морскому институту подсчитать данные башенных установок для уточнения расчетов».

К докладу Исаченкова прилагалась следующая таблица со сравнительными элементами проработанных вариантов «монитора». По ней особенно заметно, что корабли с 305-мм и 406-мм орудиями рассматривались как не скоростные -- 15–16 узлов вместо 22–24.

Серия речных мониторов типа «Шторм» («Шквал») состояла из 7 единиц («Шторм», «Въюга», «Ураган», «Шквал», «Вихрь», «Смерч», «Тайфун») была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и была принята на вооружение в 1909 г. в составе Амурской речной флотилии. В годы Первой мировой войны корабли были частично повреждены или разукомплектованы. В 1927 г. были восстановлены «Шторм», «Въюга», «Ураган», «Шквал» и переименованы в «Ленин», «Свердлов», «Троцкий» (Красный Восток) и «Сун-Ят-Сен». Монитор «Вихрь» был переоборудован в плавбазу гидроавиации «Амур». В 1932 г. были восстановлены «Смерч» и «Тайфун» и переименованы в «Триандафилов» (Киров) и «Вострецов» (Дзержинский). В 1932-1933 гг. «Амур» переоборудован в монитор и переименован в «Дальневосточный комсомолец». Все корабли были списаны в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 964 т, полное – 1000 т.; длина – 71 м, ширина – 12,8 м; осадка – 1,4 м; скорость – 11 узл.; энергетические установки – 4 дизельных двигателя; мощность – 1,9 – 2,9 тыс.л.с.; запас топлива – 103 т. соляра; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 120 — 140 человек. Бронирование: борт – 76 — 38 мм; палуба – 19 мм; башни – 76 мм; траверсы – 9,4 мм; рубка – 51 мм. Вооружение (Ленин, Красный Восток и Сун-Ят-Сен): 4х2 — 120-мм орудия; 2х1 – 45-мм зенитных автомата; 4-6х1 — 12,7-мм пулемет. Вооружение («Киров», «Дзержинский» и «Дальневосточный комсомолец»): 4х1 – 130-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 4 – 12,7-мм пулемета и 5 – 7,62-мм пулеметов. Вооружение («Свердлов»): 4х1 – 152-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета.

Монитор был построен на судостроительном заводе №300 в г. Киеве и принят на вооружении в 1932 г. Он входил в состав Дунайской флотилии. Погиб корабль в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 367 т, полное – 387 т.; длина – 54 м, ширина – 11 м; осадка – 0,8 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 800 л.с.; запас топлива – 20 т. соляра; дальность плавания – 1,6 тыс. миль; экипаж – 86 человек. Бронирование: борт – 7,2 – 4,6 мм; палуба – 12 — 6 мм; башни – 12 мм; барбеты и рубка – 7,2 мм. Вооружение: 2х1 — 130-мм орудия; 2х2 – 45-мм зенитных автомата; 4х4 — 7,62-мм пулемета.

Монитор был построен на заводе №300 в г. Киеве и принят на вооружении в 1934 г. Он входил в состав Амурской флотилии. В 1938-1941 гг. корабль прошел модернизацию. Снят с вооружения в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 250 т, полное – 314 т.; длина – 51 м, ширина – 8,2 м; осадка – 1 м; скорость – 13 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 480 л.с.; запас топлива – 20,5 т. соляра; дальность плавания – 2,7 тыс. миль; экипаж – 68 человек. Бронирование: борт – 30 – 16 мм; палуба – 16 — 4 мм; башни – 12 мм; траверсы – 8-4 мм; рубка – 30 мм. Вооружение: 1х1 — 102-мм орудие; 2х2 – 45-мм зенитных автомата; 1х3 – 37-мм зенитный автомат; 3х1 – 12,7-мм пулемета.

Серия речных мониторов типа «Железняков» (СБ-37) состояла из 6 единиц («Железняков», «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Ростовцев», «Флягин») и была построена в 1934-1936 гг. на судостроительном заводе № 300 г. Киева. Корабли служили в составе Днепровской, Дунайской и Азовской флотилий.

Мониторы «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Ростовцев» и «Флягин» погибли в 1941 г. «Ростовцев» в 1945 г. был поднят, восстановлен в качестве учебного корабля и в 1955 г. сдан на слом. «Железняков» в 1967 г. установлен в качестве памятника в г. Киеве. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 230 т, полное – 260 т.; длина – 51,2 м, ширина – 8,2 м; осадка – 0,9 м; скорость – 8,3 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 280 л.с.; запас топлива – 22 т. соляра; дальность плавания – 3,7 тыс. миль; экипаж – 78 человек. Бронирование: борт –16 — 4 мм; палуба – 4 мм; башни и рубка – 16 -30 мм; траверсы – 4 мм. Вооружение: 1х2 — 102-мм орудие; 1х2 и 1х1 – 45-мм зенитный автомат; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 3х1 – 12,7-мм пулемета.

Серия мореходных мониторов типа «Хасан» состояла из 3 единицы («Сибирцев», «Серышев», «Лазо») и была заложена в 1936 г. на Горьковском заводе №112. В 1939 г. корабли секциями были перевезены в Хабаровск и на заводе №368 достроены. В 1940 г. мониторы были переименованы в «Хасан», «Перекоп» и «Сиваш» соответственно. Мониторы имели ледокольные образования носовой части и могли выходить в море при волнении до 7 балов. Корабли служили в составе Тихоокеанской флотилии и были списаны в 1960 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т, полное – 1,9 тыс.т.; длина – 88 м, ширина – 11 м; высота – 21 м; осадка – 3 м; скорость – 15,4 узл.; энергетические установки – 4 дизельных двигателя; мощность – 3.2 тыс. л.с.; запас топлива – 171 т. соляра; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Бронирование: борт –75 — 37 мм; палуба – 40 — 20 мм; башни и рубка – 100 мм; траверсы – 25 мм. Вооружение: 3х2 — 130-мм орудия; 2х2 – 76-мм орудия; 3х2 – 45-мм зенитных автомата; 5х2 – 12,7-мм пулемета; 29 мин.